Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Проблема сценического волнения – одна из наиболее актуальных, жизненно важных для артиста. Сталкиваясь с ней в первые в подростковом возрасте, представители сценических профессий не перестают ощущать ее остроту вплоть до завершающих этапов своей сценическое карьеры. Различные виды сценического волнения, требует большой подготовки, мастерства и владения способами максимального раскрытия возможностей исполнителя. Успешное выступление артиста является результатом оптимальной сценической готовности. Такое состояние включает в себя три важнейших параметра – физическое, эмоциональное и умственное. Не менее важно выполнять на весьма высоком профессиональном уровне. Следует владеть своеобразными методами – техникой саморегуляции. При ее недостатке выступление перед публикой зачастую обречено на провал. По мнению квалифицированных специалистов артист должен уметь эффективно контролировать себя, быть эмоционально стабильным, владеть психологическими приемами и иметь устойчивую психику. Всё это в совокупности гарантирует успех данного вида деятельности, формирует надежную основу в ее фундамент.
Объект исследования – процесс выступления.
Предмет исследования – условия преодоления сценического волнения.
Цель исследования – изучение и выявление методов преодоления сценического волнения.
Задачами курсовой работы в связи с указанной целью являются:
1. Раскрыть характеристику понятия «сценическое волнение».
2. Проанализировать использование приемов преодоления сценического волнения артистов на сцене.
3. Рассмотреть оптимальное концертное состояние и дать этому характеристику.
Методологическая база основывается на трудах Мясищева В.Н., Бочкарёва Л., Бабкиной Ю.А.(Литвиненко Ю.А.), Петрушина В.И., Родионова А., Питюкова В.Ю., Савшинского С.А., Щапова А.П., Скаткина М.Н.
Материалы курсовой работы могут быть использованы в практике работы учреждения культуры для более эффективной работы.
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
В главе 1 рассматриваются: проблематика сценического волнения, причины, признаки и влияние сцены на артиста.
Во главе 2 рассматриваются: влияние сценического волнения на качество поведения артиста на сцене, темперамент, методика решения проблем со сценическим волнением, практика борьбы со сценическим волнением.
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМАТИКА СЦЕНИЧЕСКОГО ВОЛНЕНИЯ
1.1 Причины появления сценического волнения
Сценическое волнение — проблема, интересующая всех артистов во все времена. Не смотря на больше количество литературы, статей, советов, рекомендаций, тем не менее вопрос — почему одни сильно боятся выступать, а другие нет, не теряет своей актуальности. Причем боязнь выступать на сцене совсем не напрямую связана с владением инструментом, а даже порой здесь мы можем встретиться с парадоксальными ситуациями — когда артист прекрасно владеет инструментом, но боится выступать. И наоборот, артист довольно средний, зато на сцене чувствует себя совершенно свободно. Психологи сходятся в том, что боязнь выступать перед публикой – это результат нашего внутреннего психологического состояния, результат наших мыслей и представлений о себе и обществе. Можно по глубже рассмотреть возможные причины сценического волнения, опираясь на научные исследования, так как неизвестность и всякого рода домыслы могут еще больше подливать раздражения и уводить от правильного подхода в решении этой проблемы.
Психологи утверждают, что практически не существует артиста, да вообще любого человека, которого не охватывало бы чувство волнения перед выходом на сцену, и в общем этого никто и не скрывает, даже наоборот, многие артисты откровенно признаются, что волнуются довольно сильно, но они же говорят, что волнение это неотъемлемая и даже необходимая часть их концертной деятельности и вообще без волнения их игра была бы не так интересна и ярка. Это нормальное волнение присущее всем живым здоровым людям и многим оно даже необходимо, такое волнение подстегивает исполнителя, давая ему дополнительные вдохновение и энергию, заставляя его выкладываться в полную силу, полностью отдаваться исполнению. В истории есть много примеров, когда многие артисты по-настоящему «раскрывались» именно на публике. Как бы ни описывали свое волнение сами артисты, их состояние прекрасно можно определить по их лицам и движениям. Как правило у большинства хороших артистов во время игры лица излучают спокойствие, уверенность и сосредоточенность, у некоторых так вообще просто умиротворенное состояние. Такого не могло произойти, если бы они не были совершенно спокойны и выступление не приносило бы им удовольствие. И возможно, что значительная доля становления их в качестве больших артистов, заложена именно в «умении» раскрепощенно чувствовать себя на публике и, даже более того, вдохновляться энергией зала и получать от зрителей дополнительный заряд. Вот что на этот счет считают психологи: Волнение, возникающее перед предстоящим сольным выступлением — вполне адекватная реакция организма. В то же время, выступающий не будет испытывать тревоги, напряжения и страха, когда ему предстоит продемонстрировать свои таланты. Психологи подчеркивают, что умеренное количество волнения имеет свои положительные стороны. В предвкушении ответственного события человек становится внимательнее, собраннее, энергичнее, в итоге – его выступление проходит успешно и качественно… но это справедливо лишь до определенного предела волнения, после которого оно лишь мешает выступать. (Здесь и далее выделенный текст – выписки из статей по психологии). Одним словом, волнение перед выходом на сцену – это совершенно нормальное и обычное состояние здорового человека. При этом во время игры на сцене это волнение даже помогает выступить лучше и интереснее.
Если артист не способен «справиться» со своим волнением и на публике чувствовать себя спокойно и естественно, никакой талант, никакие природные данные ему не помогут, потому что он просто не сможет реализовать перед зрителями свои умение и одаренность. Чрезмерно сильное волнение просто скует его и от его таланта и мастерства попросту ничего не останется. Если у артиста на сцене волнение переходит в состояние близкое к панике, ведущее к отсутствию контроля над собой, обычным волнением это конечно назвать уже нельзя.
Мало того, паника не имеет ничего общего с «нормальным» волнением. Это уже гипертрофированное волнение, а если говорить правду, то, в сущности, это самый обыкновенный страх. Причины этого страха заложены только в «голове» самого человека. Страх перед публичными выступлениями — результат состояния мыслей человека.
Сильная форма такого страха в психологии называется фобией. Фобия (в переводе с греческого — страх) — иррациональный, неконтролируемый и не объяснимый объективными причинами навязчивый страх, постоянно действующий по отношению к какому-либо действию или ситуации. Обычный страх от фобии, собственно, и отличается тем, что фобия – это неестественный страх в ситуации, не несущей никакой реальной опасности. Фобии и страхи – это не болезнь, а ошибка восприятия себя и мира. Медицина насчитывает просто огромное количество различных фобий по отношению ко всевозможным предметам, действиям, явлениям, да чуть ли не почти что ко всему, что окружает и даже не окружает нас, некоторые из фобий на столько нелепы, что в них трудно поверить, как например: боязнь пуговиц, боязнь длинных слов, боязнь не понять смысл прочитанного, боязнь нахождения предметов справа от вас, боязнь бородатых, боязнь папы Римского и т. д…
И тем не менее они признаны медициной и официально считаются психическими расстройствами. Страх публичных выступлений чрезвычайно распространенная фобия, является одним из видов социальной фобии, то есть действует по отношению к обществу, скоплению людей (боязнь исполнения каких–либо общественных действий, например, публичных выступлений). В психологии этот страх имеет также названия пейрафобия или глоссофобия.
Можно выявить два основных вида причин, приводящих к сильной неуверенности на сцене. Условно назовем их внешними и внутренними.
• Внешние – это причины, действующие на человека извне: постоянная критика, психологическое давление, недовольство со стороны определенных людей.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ананьев Б.Г.Психология чувственного познания. – М.,Наука,2015, С. 102
2. Бабкина Ю.А. (Литвиненко Ю.А.) Подготовка студентов-музыкантов к публичному выступлению как психолого-педагогическая проблема // Проблемы преподавания музыкальных дисциплин на современном этапе. Тезисы Второй межвузовской научно-практической конференции. – М.: МГИМ им. А.Г. Шнитке, 2019. – С. 22-26
3. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. – Л.,2014, С. 250
4. Бочкарёв Л. Психологические аспекты публичного выступления музыканта-исполнителя // Вопросы психологии. – 1975. - №1, С. 150
5. Вишнякова С.М.Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. – М.:НМЦ СПО,1999, С. 108
6. Гинзбург Г.Р.Статьи, воспоминания, материалы. – М.,1984, С. 188
7. Даль В.И.Толковый словарь живого великорусского языка: Том I. – CПб. – М.:1998, С. 55 - 98
8. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.Русский язык,2000, С. 102
9. Кузнецов В.Г. Словарь философских терминов. – М.: ИНФРА-М,2015. – XVI, С. 99-106
10. Коган Г.М. У врат мастерства. – М.,1998, С. 103
11. Литвиненко Ю.А. Подготовка учащихся к публичным выступлениям: психолого-педагогические рекомендации // Музыкальное образование в ХХI веке: традиции и инновации. (К 50-летию музыкального факультета МПГУ). Материалы II Международной научно-практической конференции. – Т. II. – М.: МПГУ, 2019, С. 150
12. Мясищев В.Н. Проблемы личности и ее роль в вопросах соотношения психологии и физиологии. Т.50. – Л.,1969. – С.16
13. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. – М.,1987, С. 188
14. Немов Р.С. Психология: Словарь-справочник: В 2 ч. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС,2003 – Ч.1. , С. 90-302
15. Никифоров А.С.Неврология. Полный толковый словарь. – М.,2010, С. 202
16. Петрушин В.И.Артистизм – это и тренировка!// Сов.музыка. – 1971. - №12., С. 65-87
17. Питюков В.Ю. «Основы педагогической технологии: Уч.-практич. Пособие. – М.; Роспод-агенство,2017, С. 102
18. Римский-Корсаков Н.А.Летопись моей музыкальной жизни. – М.,2004, С. 150
19. Родионов А.Психология. Темперамент и типы высшей нервной деятельности (Лекции для студентов-заочников 3-го курса). – М.: Высш.шк.,2018, С. 160
20. Савшинский С.А. Работа пианиста над музыкальным произведением. – М.,2016, С. 100
21. Савшинский С.А. Режим и гигиена работы пианиста. – Л.,2011
22. Скаткин М.Н.Дидактика средней школы: Некоторые проблемы совр.дидактики. – М.:Просвещение,2012, С. 150
23. Щапов А.П. Некоторые вопросы фортепианной техники. – М.,2016, С. 60-99
24. Щапов А.П. Фортепианная педагогика. – М.: Советская Россия,2015, С. 106